Я
Я, ''нередуцируемый субъект'' (выражение
Р.Барта) – мечта европейской философии. Долго и в муках она
его вынашивала и рожала, затем, обретя таки в декартовой формуле,
холила-лелеяла, отстаивала перед лицом всяких напастей и наскоков
(от мистик всех мастей, от позитивизмов-материализмов), а сделать
его мерой всего и вся – вернуться, но уже на новом витке, во
всеоружии метафизики, к Протагору, - не смогла.
Может быть это вообще невозможно?
А может быть и не нужно?
Например, есть почтенная и древняя традиция отрицания субъекта,
к слову, более древняя, нежели сам субъект: Будда и Христос,
первый – эксплицитно, второй в сильно завуалированной форме,
- но все же…- отрицают саму возможность такого субъекта. Но
они философии не указ, разве что соблазн. Собственно все отрицания
субъекта пограничны, на стыках: с религией, с психологией и
т.д. Речь идет об онтологии Я. Самые влиятельные интеллектуальные
прорывы ХХ в. случились именно на этом направлении – Гуссерль,
Хайдеггер, Сартр. Сюда же примыкает психоанализ. С точки зрения
таких людей как Рассел или Поппер все эти ''прорывы'' были достигнуты
ценой коррупции интеллекта, нечестности. Я думаю, они правы.
Я бы поделил первых и вторых именно по их отношению к проблеме
субъекта на ''нескромных'' и ''скромных''. ''Нескромные'' (Хайдеггер
и Ко) тревожились о собственном Я, отсюда и их пафос. ''Скромных''
собственное Я не очень волновало, отсюда их равнодушие к проблеме
как таковой и сосредоточенность на ''объективном''.
Отдельно стоят такие люди как Шестов, Бубер, Бердяев
– люди трагедии. Они делили субъекта ''на'' Бога: в числителе
был субъект, единственный, Я, в знаменателе Бог. ''Нескромным''
такой подход невместен; для них Бог и Ничто – плоть едина, и
делиться своим Я с подобными мнимостями их никак не прельщает.
Но пришел постмодерн и отправил на свалку и Бога и Ничто.
Заявлена попытка построить метафизику культуры как системы знаков,
метафизику без трансценденции, метафизику самовыражающегося
Я (притом, что объявлен конец метафизики). Культура – архив,
в который Я вписывает свое имя и тем спасает себя. Все усилия
и достижения философии прошлых времен прорваться к Бытию как
Истине – и наоборот - отбрасываются как иррелевантные именно
в свете задачи спасения субъекта, ''чистого Я'', возможного
– теперь – только как… имя. Место онтологии занимает… слава,
экзистенции – glasserlenspiele. Я – последний редут, который
отстаивает постмодерн перед лицом времени и смерти. Выхолащивание
реальности метод не новый, но теперь эта операция проделывается
с нейрохирургической виртуозностью.
Европейская философия началась с попытки не сказать Я
(Платон), а кончается попыткой завладеть им как личным достоянием,
превращая Я в имярек.
Здесь окопался главный парадокс европейской культуры
Нового времени - культуры обернувшейся культом: и субъектом
и объектом оного является Я. Я достигает идентичности в имяреке
– и имяреку воздает воистину божественные почести, в частности
– право на бессмертие. Тяжелый случай, что и говорить…
Философ не может сказать "Я" потому, что Я
невмещаемо в слишком полагающийся на Платона европейский философский
дискурс. Сама архитектура платонова проекта исключает Я, так
как в ней мысль не раствор, а - стропило, балка, контрофорс,
архимедов рычаг, нуждающийся в точке опоры; механика вместо
термодинамики... Не непричем и Сократ: напуганный хлестаковской
"легкостью мысли необыкновенной" Протагора - "человек-де
мера всего и вся", - именно он не осмелился сказать "Я",
как того требовала логика дискурса заданного софистами (на что
осмелился, в рамках совсем другого "дискурса" Иисус,
видимо и впрямь, как о том повествуют апокрифы, прошедший выучку
на востоке). Не пасовавший до того ни перед каким врагом (разве
что перед Ксантиппой) Сократ оказался столь отзывчив на этот
страх потому, что обнаружил, заглянув в себя - не лишняя в виду
софистических авантюр процедура, - вот этого "даймона":
Ничто, пустоту, пропасть полную шепота неведомых голосов. Не
одна мораль сделала его осторожным (главный пункт в наскоках
на него и Христа у Ницше, чутко подметившего их сходство, но
в нудеже и зуде собственной хвори проглядевшего это
перекрестье), а предчуствие "метафизики". Такая "трусость"
равна честности - доблести ни от чего не хмелеющего разума.
Научившийся у него сомнению Платон, задавшись целью не столько
подыскать по случаю моральное оправдание, сколько извлечь из
него положительный опыт истины (чего не успел сделать его учитель)
заместил "Я" Субъектом - ехеgi monumentum сбросившему
чешую обыденности Философу; только прикрывшись этим доспехом
- панцирем и маской - можно было переступить в поисках черной
кошки-истины порог темной комнаты (Платон говорил о пещере -
какая разница!), очертания каковой в поэзии диалогов нечувствительно
приняла пропасть метафизики. Сократ был точкой бифуркации -
от него мысль могла свернуть и в другую сторону - не в метафизику,
а в экзистенцию (куда и пытался увлечь ее за собой Христос;
но еще один "трус благоразумный" - Савл-Павел завернул
ее обратно в миф; впрочем не от трусости - от впечатлительности).
Собственное мужество Сократа перед лицом смерти - великой язычницы
всегда одолевающей любые истины - казалось бы должно было подтолкнуть
его ученика в эту сторону (и тогда Христом и Савлом оказалась
бы эта пара), но... - Сократ не сказал "Я" - "Я
есмь истина и путь". Чем, быть может - кто знает - одолел
бы в глазах своих учеников, несостоявшихся апостолов, кривляку-Смерть.
Сказать "Я" может только художник. Но для этого
и он должен отречься от Я обыденности, Я das Mann, "потерять"
его ("потерявший душу во имя мое обретет ее"). Искусство
( игра/праздник/трагедия) выуживает, отцеживает Я из основного
слова "Я-Ты". Искусство – дефис, мостик от персонифицированного
Я к имперсональному - всеобщему, актуализируемому в акте творчества
– и только в нем - Ты.
В искусстве Я и ТЫ обоюдосозерцаемы вне произнесения
каких либо слов; искусство экстралингвистично.
Не искусство стремиться стать языком, - как это представляется
в постмодерне, - а совсем наоборот – язык тяготеет к искусству,
постоянно пребывая в борьбе с соблазном окончательно стать им
(и достигая этой цели в поэзии)...
дальше
|